лого

§ 44. Индивидуальные масленки

Места, к которым подвод масла от пресс-масленки неудобен, а то и невозможен, или на которые не хватает отводов, оборудованы индивидуальными масленками. На паровозах имеются следующие виды индивидуальных масленок: лубрикаторные, фитильные, штуцерные для твердой смазки и польстерные (щеточные).

1000-158Рис. 144. Схема лубрикатора

Работа лубрикаторной масленки (рис. 144) основана на конденсации пара. Корпус 2 наполняют смазкой и герметично закрывают пробкой 1. Штуцер 6 ввернут в тело устройства, которому требуется смазка, так, чтобы канал 7 был соединен с паровым пространством устройства. Порция пара, поступившая в камеру корпуса лубрикатора, конденсируется, и получившаяся вода опускается на дно камеры. Благодаря этому уровень воды 5 и масла И несколько повышается, и соответствующее количество смазки поступает в трубку 4 и далее через канал 7 к месту потребления. Этот процесс, многократно повторяясь, длится до тех пор, пока не будет израсходован весь запас смазки, залитой в корпус. Периодически открывают стопорный винт 8, спускают воду и, открыв пробку 1, пополняют убыль масла.

Другой вид индивидуальной масленки для жидкой смазки — фитильная масленка (рис. 145). Ее работа основана на свойстве фитилей из шерстяной пряжи вытягивать масло из резервуара и подводить его к трущимся поверхностям. В трубку 6, плотно вставленную в корпус 1 масленки, вводят фитиль 2 так, чтобы он не доходил до смазываемой поверхности на 6—8 мм. В масленке, изображенной на рисунке, это расстояние определяется длиной канала под трубкой. Но иногда диаметр этого канала равен или очень близок к внутреннему диаметру трубки 6. Тогда положение нижней точки фитиля определяется завитой кольцом 5 тонкой обожженной проволоки, охватывающей ту часть фитиля, которую погружают в трубку.

1000-159Рис. 145. Фитильная масленка

Эта проволока обеспечивает удобство постановки и выемки фитиля и предупреждает его произвольное опускание. Свободный конец фитиля опускается в масло 7, которое заливают в корпус масленки, открыв пробку 3. После заправки масленки смазкой пробку завертывают; для герметизации служит прокладка 4. Несмотря на свою простоту, фитильная масленка для нормальной работы требует неуклонного соблюдения ряда правил. При подготовке фитиля следует помнить, что количество смазки, подаваемое фитилем, зависит от чистоты фитиля, числа нитей в нем, плотности его постановки в трубку и вязкости (густоты) применяемой смазки. Чем из большего числа нитей формируется фитиль, тем он получается толще и плотнее входит в трубку. От этого подача смазки уменьшается. Чем свободнее сидит фитиль в трубке и чем он чище, тем обильнее он подает масло. Чем гуще масло, тем хуже оно подается фитилем; поэтому при применении густых сортов смазки или значительном понижении температуры окружающего воздуха, вызывающем повышение вязкости (загустение) смазки, следует уменьшать толщину фитиля, сокращая число нитей, из которых он состоит. Значительное понижение уровня смазки в резервуаре масленки затрудняет работу фитиля, сокращает подачу смазки к рабочим поверхностям, поэтому следует насколько возможно чаще пополнять масленку.

Фитиль обладает фильтрующей способностью и задерживает все твердые включения, имеющиеся в смазке. Даже при относительно чистой смазке с течением времени фитиль начинает из-за загрязнения существенно уменьшать ее подачу. Поэтому фитиль необходимо периодически тщательно промывать в керосине или соляровом масле.

При заправке фитильной масленки следует всегда вынимать фитиль и пропускать по трубке смазку, чтобы убедиться в ее свободном проходе. В противном случае нужно вытащить трубку, осмотреть, прочистить ее и канал за нею в корпусе. Если и после этого масло не будет свободно проходить, необходимо разобрать подшипник, выяснить и устранить причину этой ненормальности.

Фитиль следует пропитывать подогретой смазкой до постановки его в масленку, а при изготовлении не надо туго перетягивать проволокой. Однако нельзя допускать, чтобы нити свободно можно было вытянуть из готового фитиля. Длина применяемых для изготовления фитиля нитей должна соответствовать размерам трубки и резервуара.

Польстерами называют щетки из шерсти, укрепленные на специальном каркасе так, чтобы они равномерно располагались вдоль шейки смазываемой оси без малейшего перекоса, так как последний вызывает нарушение смазочного слоя и грение шейки. Поль-стерную подушку крепят к каркасу с помощью планок и прижимают к шейке оси пружиной. В нижнюю часть подушки вплетают два ряда фитилей, составляющих с ней одно целое. Впитывая смазку, фитили подводят ее к подушке, где масло просачивается к верхней поверхности подушки и попадает на шейку. Чтобы обеспечить и облегчить подачу масла к шейке, польстерную подушку перед ее постановкой в буксу пропитывают подогретой смазкой.

До установки польстеров подбивку букс осуществляли подби-вочными концами или войлоком. В этом случае следует периодически «оживлять» подбивку, поддергивая и рыхля ее крючком. Одновременно с этой операцией добавляется смазка в буксу.

В остальное время она пополняется фитильными масленками, установленными в верхней части корпуса буксы.

Многие паровозы имеют значительное количество мест, смазываемых консистентными (твердыми и мазеобразными) смазками. Например, на паровозах Л 14 мест смазывают твердыми и 86 — мазеобразными смазками. Консистентные смазки нагнетают в масленки ручным прессам, разрез которого показан на рис. 146.

1000-160Рис. 146. Ручной смазочный пресс

Для зарядки пресса смазкой вращают рукоятку 11 в направлении, обратном движению часовой стрелки, пока скоба 9 поршня не упрется в торец крышки 1 и заставит ее вывернуться. Вынув поршень 8 из корпуса 2, закладывают в пресс стержень твердой смазки или наполняют корпус мазеобразной смазкой деревянной лопаточкой, оставляя достаточно пустого пространства для поршня. Затем заводят в корпус поршень и проталкивают его, пока резьба на крышке 1 не соприкоснется с соответствующей ей резьбой на корпусе 2, после чего, держа корпус в одной руке, навинчивают крышку, схватывая ее ладонью другой руки. Остается вращать рукоятку пресса по часовой стрелке, пока из отверстия в клапане 6 не покажется смазка — признак того, что пресс заряжен и готов к использованию. Вместо верхней крышки 1 при зарядке можно снимать нижнюю 3, для чего при отвинчивании винта 10 надо держать пресс не за корпус 2, а за штуцер 7, тогда из корпуса вывернется нижняя крышка и зарядка консистентной смазкой будет идти в корпус не сверху, а снизу.

Каждое место, смазываемое консистентной смазкой, снабжено штуцером, головка которого входит в прорезь головки 4 пресса. Когда головки соединены, то выступ на штуцере несколько утапливает клапан 6, создавая за счет нажатия пружины 5 плотное соединение, и смазка может под давлением поршня 8 проходить в канал штуцера масленки через центральное отверстие в клапане. Появление смазки из щели между трущимися деталями (например, между плавающей и стальной запрессованной втулками или пальцем кривошипа) указывает на достаточное заполнение масленки. Для удобства штуцер 7, на котором укреплена головка 4, свободно поворачивается в месте соединения его с крышкой 3, что обеспечивает легкость присоединения пресса к любому штуцеру.

Чтобы нельзя было по ошибке подать твердую смазку вместо мазеобразной и наоборот, головки штуцеров у масленок и прорези для них в головках ручных прессов делают разных размеров: головка штуцера мазеобразной смазки имеет диаметр 30 мм, а твердой смазки — 35,5 мм.

Консистентные смазки не имеют в масленках никаких приспособлений, подающих их к местам потребления. Первая порция попадает к трущимся поверхностям через отверстия во втулке или металлической сетке (в буксах) во время запрессовки. Когда эта порция вырабатывается, втулка или сетка несколько нагреваются и подплавляют расположенную вблизи смазку, обеспечивая ее отекание к местам, требующим смазывания. Этот процесс повторяется многократно и смазка поступает в достаточном количестве к трущимся поверхностям, пока имеется ее запас в масленке.