специальная конструкция, поддерживающая по концам раму кузова и облегчающая вписывание вагона в кривые. Т. в. состоит из колесных пар с буксами и подшипниками, буксовых направляющих, рессорного подвешивания, рамы и опор для кузова. Рама Т. в. связана с рамой кузова вагона вертикальным шкворнем, вокруг к-рого тележка может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Т. в. в СССР различаются по числу осей, системе рессорного подвешивания, характеру материала и способу изготовления рам. По числу осей Т. в. делятся на 2-осные (для товарных и пассаж. вагонов), 3-осные (для нек-рых типов пассаж. вагонов) и многоосные (для специальных вагонов); по системе подвешивания — на тележки одинарного подвешивания типов Даймонд, ФоксАрбеля и сибирского (для товарных и багажных вагонов), двойного подвешивания типа Пульмана, Фетте, безбалансирной (для большинства пассаж. вагонов) и тройного подвешивания (для нек-рых типов пассаж. вагонов); по характеру материала и способу изготовления рам — на тележки с деревянными рамами, металл. (клепаными и сварными) и литыми стальными.