термическая обработка головок рельсов для придания верхнему слою металла (толщиной 5—15 мм) большей стойкости против смятия и истирания. Рельс, имеющий при выходе из прокатных валков темп-ру около 900°, подвергается закалке либо путем погружения его головкой в воду или обрызгиванием головки водой, либо обдуванием ее увлажненным воздухом; после этого рельс охлаждается на воздухе. За счет теплоты всего рельса происходит так наз. отпуск закаленной части, понижающий ее хрупкость. З. р. производится либо по всей длине рельсов, либо только на концах (по 25—30 см). Применяется также закалка концов рельсов как уложенных в путь, так и находящихся на з-де путем нагревания их специальными газовыми горелками или электр. токами (индуктивный метод В. Вологдина и контактный — Н. Гевелинга). З. р. значительно увеличивает сроки их службы.