Версия для печати

Ш - грузовой паровоз

    В то время как казенные железные дороги, взяв за основу паровоз типа 0-4-0 серии О Владикавказской дороги, стали использовать близкие к нему по тяговым качествам паровозы серии О*, Владикавказская железная дорога вместо паровозов серии начала применять паровозы типа 1-4-0 серий Ц и X. Однако и они скоро оказались для дороги слабыми. Поэтому председатель правлений Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог С. И. Кербедз поручил инженеру В. И. Лопушинскому спроектировать двухцилиндровый паровоз типа 1-4-0 с машиной компаунд и нагрузкой от движущих колесных пар на рельсы 15 тс. Увеличить нагрузку с 13 тс (паровозы серий Ц и X) до 15 тс позволяли проведенные к этому времени работы по усилению пути на Владикавказской железной дороге.

    По эскизному проекту инженера В. И. Лопушинского и при его непосредственном участии конструкторы Брянского завода выполнили рабочий проект нового паровоза. У него по сравнению с паровозом серии Ц диаметр цилиндра высокого давления уменьшился с 530 до 510 мм, а низкого давления — увеличился с 750 до 765 мм, ход поршня возрос с 650 до 700 мм, испаряющая поверхность нагрева котла увеличилась с 180,5 до 206,1 м2 (272 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм), а площадь колосниковой решетки — с 2,48 м2 до 2,8 м2, давление л ара повысилось с 12 до 13 кгс/ см2, толщина листа рамы уменьшилась с 33 до 32 мм, сцепная масса поднялась с 52 до 61 т, а общая масса в рабочем состоянии достигла 74 т.

     

    sh brjnsk

     

    Паровоз имел цилиндры, отлитые вместе с половинами крепления рамы и опоры дымовой коробки. Это был единственный в России и редкий в мировой практике случай использования блочных цилиндров при листовой раме. Передача к золотникам осуществлялась двуплечим рычагом, являвшимся также ходоувеличителем.
    В 1901 и 1902 гг. Брянский завод построил для Владикавказской железной дороги 50 паровозов типа 1-4-0 описанной конструкции, первоначально получивших на дороге обозначение серии О, а затем в 1912 г. — Ш.
    Паровозы серии Ш имели бегунковую одноосную тележку Бисселя, топку Бельпера и были оборудованы тормозами системы Вестингауза и приборами отправления Линднера. В дальнейшем давление пара было увеличено с 13 до 14 кгс/см2; максимальная скорость паровоза составляла 55 км/ч.
    Паровозы серии Ш получились мощнее паровозов серии Ц и работали удовлетворительно. К недостаткам их конструкции относились ослабление крепления цилиндров и плохая работа золотников поршневого типа.
    Кроме Владикавказской железной дороги, паровозы серии Ш строились Брянским заводом, а также п о его чертежам Харьковским заводом для Китайско-Восточной железной дороги, вследствие чего паровозы данной серии часто называли типом Китайско-Восточной дороги. Для опыта 10 паровозов поступили в эксплуатацию на казенную Екатерининскую железную дорогу, а один паровоз — на Юго-Западные железные дороги. Всего был выпущен 161 паровоз серии Ш .

    Паровозы постройки Брянского завода Владикавказской железной дороги имели четырехосные тендеры для работы на нефте, а Китайско-Восточной железной дороги — на угле. Длина тех и других тендеров составляла 8471 мм. Паровозы Харьковского завода, построенные для Екатерининской и Юго-Западных железных дорог, имели тендеры конструкции этого завода, изготовлявшиеся для паровозов серии Ое.
    Большая по тому времени нагрузка от движущих колесных пар на рельсы и некоторые конст-руктивные недостатки ограничили применение паровозов серии Ш на сети железных дорог России.
    По состоянию на 1 января 1923 г. на Северо-Кавказской железной дороге было 56 паровозов серии Ш, а на Екатерининской — 1 паровоз. На 1 января 1928 г. 29 паровозов этой серии числились за Закавказской железной дорогой.
    Паровозы серии Ш проработали на железных дорогах около 30 лет, после чего были исключены из инвентаря или переданы на подъездные пути промышленных предприятий.

     

    Год
    выпуска
    Завод
    изготовитель
    Количество
    построен­ных паровозов
    Первоначальное
    обозначение
    Дорога
    первоначалной приписки
    1901
    Брянский (тип 18)
    39
    0841 — 0879
    Владикавказкая
     
    Брянский (тип 20)
    25
    ..301 — ...325
    Китайско-Восточная
     
    Харьковский
    30
    ...401 — ...430
    То же
    1902
    Брянский (тип 18)
    11
    0880 — 0890
    Владикавказская
     
    Брянский (тип 20)
    25
    ...326 — ...350
    К итайско-Восточная
     
    Харьковский
    20
    ...431 — ...450
    То же
    1905
    -*-
    7
    Ях3001 — Ях3007
    Екатерининская
    1906
    -*-
    3
    Ях3008 —Ях3010
    -*-
    1907
    -*-
    1
    Чх2001
    Юго-Западные

    Дополнительная информация

    • Осевая формула: 1-4-0
    • Годы постройки (г.): 1901-1907
    • Завод изготовитель: Брянский, Харьковский
    • Всего построено (шт.): 161
    • Заказчик (дорога): Владикавказская и Китайско-Восточная ж/д
    • Ширина колеи (мм): 1524 мм
    • Длина локомотива (мм): 11669 мм по буферам
    • Рабочая масса (т): 73 т
    • Сцепная масса (т): 61,1 т
    • Конструкционная скорость (км/час): 55 км/ч
    • Диаметр движущих колес (мм): 1300 мм
    • Диаметр бегунковых колес (мм): 830 мм
    • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 15,3 т
    • Испаряющая поверхность нагрева котла (м?): 206,14 м²
    • Давление пара в котле: 14 кг/см²
    • Число дымогарных труб: 272 (диаметр 46/51мм)
    • Площадь колосниковой решетки (м?): 2,8 м²
    • Тип паровой машины: компаунд (двукратного расширения)
    • Число цилиндров: 2
    • Диаметр цилиндров (мм): 510 мм (высокого давления) и 765 (низкого давления)
    • Ход поршня (мм): 700 мм
    • Объем топлива: 8,25 м³ нефть или 14 т (уголь)
    • Объем воды: 21,25 м³ или 20,5 м³
    • Фотогалерея:
      • Click to enlarge image sh.jpg
      • Click to enlarge image sh_brjnsk.jpg
      •  
      sh.jpg sh_brjnsk.jpg
    Прочитано 1012 раз
    Твитнуть
    Яндекс.Метрика