sitemap
лого

Р - грузовой паровоз

В 1897 — 1904 гг. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построило около 2200 км новых железнодорожных линий: Бологое — Псков, Москва — Виндава, Новосокольники — Витебск. Для ряда участков дороги ни один из существовавших в то время типов товарных паровозов с осевой формулой 0-4-0 не мог обеспечить необходимых скоростей, поэтому Общество, учитывая положительный опыт работы паровозов типа 1-4-0 серии Ц, поручило в 1898 г. инженеру Л. М. Леви спроектировать товарный паровоз типа 1-4-0. Инженер Л. М. Леви предложил паровоз с четырехцилиндровой машиной тандем-компаунд, перераспределительным механизмом Аллана с внутри рамным расположением кулисы и передней одноосной тележкой Бисселя.

Такие паровозы помимо Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги заказывали в дальнейшем Рязанско-Уральская, Московско-Киево-Воронежская и Юго-Восточные железные дороги. В 1912 г. паровозам типа 1-4-0 с машиной тандем-компаунд было присвоено обозначение серии Р; буква Р возникла от слова "Рыбинская"

.Паровоз типа 1-4-0 серии РПаровоз типа 1-4-0 серии РПаровоз типа 1-4-0 серии Р

Основные размеры паровоза серии РОсновные размеры паровоза серии РОсновные размеры паровоза серии Р

Всего было построено 477 паровозов этой серии.

224

Паровозы серии Р имели испаряющую поверхность нагрева 155,6 м2, площадь колосниковой решетки 2,54 м2, давление пара 12 кгс/см2. Топка была выполнена с плоским потолком. Диаметр цилиндров составлял 400 и 600 мм, ход поршней — 600 мм, диаметр движущих колес — 1230 мм. Поршни обоих цилиндров каждой стороны паровоза были посажены на общий шток; пар из цилиндра высокого давления правой стороны через перепускную трубу поступал в цилиндр низкого давления левой стороны, а из цилиндра высокого давления левой стороны — в цилиндр низкого давления правой. Толщина листа рамы составляла 30 мм. Общая масса паровоза серии Р в рабочем состоянии равнялась 61 т, сцепная масса — 53 т; максимальная скорость паровоза была установлена 50 км/ч.

В процессе выпуска паровозов заводы-изготовители вносили в их конструкцию отдельные изменения: паровые тормоза были заменены пневматическими тормозами системы "Нью-Йорк" или Вестингауза, под сухопарником начали ставить предохранительные клапаны пружинно-рычажного типа.
Паровозы могли оборудоваться плугами для очистки пути от снега.

Паровоз серии Р с плугами для очистки пути от снегаПаровоз серии Р с плугами для очистки пути от снегаПаровоз серии Р с плугами для очистки пути от снегаПроведенные на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге под руководством инженера А. О. Чечотта исследования показали, что по силе тяги паровоз серии Р не уступал паровозам серии Щ, имевшим сцепную массу 64т.

Паровоз удовлетворительно проходил кривые, не оказывал плохого воздействия на путь, но был неудобен для ремонта и обслуживания из-за внутрирамного расположения кулисы парораспределительного механизма и применения машины тандем-компаунд.
Паровозы серии Р хорошо работали на равнинных линиях, но оказались мало пригодными для линий, проходящих по пересеченной местности, как, например, большинство линий Рязанско-Уральской железной дороги и линия Козлов — Воронеж — Ростов Юго-Восточных железных дорог. Поэтому в 1914 — 1917 гг. все паровозы серии Р с Юго-Восточных дорог были переданы на Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, а в середине 20-х годов паровозы с Рязано-Уральской железной дороги поступили на Северо-Западные и Московско-Белорусско-Балтийскую железные дороги.
По состоянию на 1 января 1923 г. на Северо-Западных железных дорогах имелось 125 паровозов серии Р, на Московско-Белорусско-Балтийской — 140, Московско-Киево-Воронежской — 92 и на Рязанско-Уральской — 106, а на 1 января 1928 г. на Северо-Западных дорогах было 42 паровоза, на Московско-Белорусско-Балтийской — 158, Московско-Киево-Воронежской — 45 и Московско-Курской — 31. На последней из перечисленных дорог в 1925 — 1930 гг. паровозы серии Р обслуживали линию Москва — Нижний Новгород.
Еще до начала Великой Отечественной войны паровозы серии Р на главных линиях были заменены более мощными локомотивами и продолжали использоваться лишь на второстепенных линиях и подъездных путях промышленных предприятий.

Источник [4]

Дополнительная информация

  • Осевая формула: 1-4-0
  • Годы постройки (г.): 1899-1911
  • Завод изготовитель: Брянский, Коломенский и Путиловский, Сормовский
  • Всего построено (шт.): 477
  • Заказчик (дорога): Московско-Виндаво-Рыбинская ж. д.
  • Ширина колеи (мм): 1524 мм
  • Длина локомотива (мм): 10450 мм
  • Рабочая масса (т): 61 т
  • Сцепная масса (т): 54 т
  • Конструкционная скорость (км/час): 50 км/ч
  • Диаметр движущих колес (мм): 1230 мм
  • Диаметр бегунковых колес (мм): 730 мм
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 13,25 т
  • Испаряющая поверхность нагрева котла (м²): 166,92 м²
  • Давление пара в котле: 12,92 кг/см²
  • Число дымогарных труб: 228 (диаметр 46/51 мм)
  • Площадь колосниковой решетки (м²): 2,54 м²
  • Тип паровой машины: тандем-компаунд
  • Число цилиндров: 4
  • Диаметр цилиндров (мм): 400 мм высокого давления 600 мм низкого давления
  • Ход поршня (мм): 600 мм
  • Фотогалерея:
Прочитано 1306 раз