sitemap
лого

Ш - грузовой паровоз

В то время как казенные железные дороги, взяв за основу паровоз типа 0-4-0 серии О Владикавказской дороги, стали использовать близкие к нему по тяговым качествам паровозы серии О*, Владикавказская железная дорога вместо паровозов серии начала применять паровозы типа 1-4-0 серий Ц и X. Однако и они скоро оказались для дороги слабыми. Поэтому председатель правлений Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог С. И. Кербедз поручил инженеру В. И. Лопушинскому спроектировать двухцилиндровый паровоз типа 1-4-0 с машиной компаунд и нагрузкой от движущих колесных пар на рельсы 15 тс. Увеличить нагрузку с 13 тс (паровозы серий Ц и X) до 15 тс позволяли проведенные к этому времени работы по усилению пути на Владикавказской железной дороге.

По эскизному проекту инженера В. И. Лопушинского и при его непосредственном участии конструкторы Брянского завода выполнили рабочий проект нового паровоза. У него по сравнению с паровозом серии Ц диаметр цилиндра высокого давления уменьшился с 530 до 510 мм, а низкого давления — увеличился с 750 до 765 мм, ход поршня возрос с 650 до 700 мм, испаряющая поверхность нагрева котла увеличилась с 180,5 до 206,1 м2 (272 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм), а площадь колосниковой решетки — с 2,48 м2 до 2,8 м2, давление л ара повысилось с 12 до 13 кгс/ см2, толщина листа рамы уменьшилась с 33 до 32 мм, сцепная масса поднялась с 52 до 61 т, а общая масса в рабочем состоянии достигла 74 т.

 

sh brjnsk

 

Паровоз имел цилиндры, отлитые вместе с половинами крепления рамы и опоры дымовой коробки. Это был единственный в России и редкий в мировой практике случай использования блочных цилиндров при листовой раме. Передача к золотникам осуществлялась двуплечим рычагом, являвшимся также ходоувеличителем.
В 1901 и 1902 гг. Брянский завод построил для Владикавказской железной дороги 50 паровозов типа 1-4-0 описанной конструкции, первоначально получивших на дороге обозначение серии О, а затем в 1912 г. — Ш.
Паровозы серии Ш имели бегунковую одноосную тележку Бисселя, топку Бельпера и были оборудованы тормозами системы Вестингауза и приборами отправления Линднера. В дальнейшем давление пара было увеличено с 13 до 14 кгс/см2; максимальная скорость паровоза составляла 55 км/ч.
Паровозы серии Ш получились мощнее паровозов серии Ц и работали удовлетворительно. К недостаткам их конструкции относились ослабление крепления цилиндров и плохая работа золотников поршневого типа.
Кроме Владикавказской железной дороги, паровозы серии Ш строились Брянским заводом, а также п о его чертежам Харьковским заводом для Китайско-Восточной железной дороги, вследствие чего паровозы данной серии часто называли типом Китайско-Восточной дороги. Для опыта 10 паровозов поступили в эксплуатацию на казенную Екатерининскую железную дорогу, а один паровоз — на Юго-Западные железные дороги. Всего был выпущен 161 паровоз серии Ш .

Паровозы постройки Брянского завода Владикавказской железной дороги имели четырехосные тендеры для работы на нефте, а Китайско-Восточной железной дороги — на угле. Длина тех и других тендеров составляла 8471 мм. Паровозы Харьковского завода, построенные для Екатерининской и Юго-Западных железных дорог, имели тендеры конструкции этого завода, изготовлявшиеся для паровозов серии Ое.
Большая по тому времени нагрузка от движущих колесных пар на рельсы и некоторые конст-руктивные недостатки ограничили применение паровозов серии Ш на сети железных дорог России.
По состоянию на 1 января 1923 г. на Северо-Кавказской железной дороге было 56 паровозов серии Ш, а на Екатерининской — 1 паровоз. На 1 января 1928 г. 29 паровозов этой серии числились за Закавказской железной дорогой.
Паровозы серии Ш проработали на железных дорогах около 30 лет, после чего были исключены из инвентаря или переданы на подъездные пути промышленных предприятий.

 

Год
выпуска
Завод
изготовитель
Количество
построен­ных паровозов
Первоначальное
обозначение
Дорога
первоначалной приписки
1901
Брянский (тип 18)
39
0841 — 0879
Владикавказкая
 
Брянский (тип 20)
25
..301 — ...325
Китайско-Восточная
 
Харьковский
30
...401 — ...430
То же
1902
Брянский (тип 18)
11
0880 — 0890
Владикавказская
 
Брянский (тип 20)
25
...326 — ...350
К итайско-Восточная
 
Харьковский
20
...431 — ...450
То же
1905
-*-
7
Ях3001 — Ях3007
Екатерининская
1906
-*-
3
Ях3008 —Ях3010
-*-
1907
-*-
1
Чх2001
Юго-Западные

Дополнительная информация

  • Осевая формула: 1-4-0
  • Годы постройки (г.): 1901-1907
  • Завод изготовитель: Брянский, Харьковский
  • Всего построено (шт.): 161
  • Заказчик (дорога): Владикавказская и Китайско-Восточная ж/д
  • Ширина колеи (мм): 1524 мм
  • Длина локомотива (мм): 11669 мм по буферам
  • Рабочая масса (т): 73 т
  • Сцепная масса (т): 61,1 т
  • Конструкционная скорость (км/час): 55 км/ч
  • Диаметр движущих колес (мм): 1300 мм
  • Диаметр бегунковых колес (мм): 830 мм
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 15,3 т
  • Испаряющая поверхность нагрева котла (м²): 206,14 м²
  • Давление пара в котле: 14 кг/см²
  • Число дымогарных труб: 272 (диаметр 46/51мм)
  • Площадь колосниковой решетки (м²): 2,8 м²
  • Тип паровой машины: компаунд (двукратного расширения)
  • Число цилиндров: 2
  • Диаметр цилиндров (мм): 510 мм (высокого давления) и 765 (низкого давления)
  • Ход поршня (мм): 700 мм
  • Объем топлива: 8,25 м³ нефть или 14 т (уголь)
  • Объем воды: 21,25 м³ или 20,5 м³
  • Фотогалерея:
Прочитано 624 раз