Паровозостроительные заводы
лого

Завод был построен в 1897 г. исключительно для целей паровозостроения.
Дешевезна денег за границей в конце прошлого столетня и низкий банковский учет, не превышавший 2-2,5%, были причиной того, что международный капитал искал себе применения в русской промышленности. Строились железные дороги, возникали новые заводы, развивался и рос угольный и металлургический Донецкий бассейн.

Заказы па паровозы в конце прошлого столетия были настолько велики, что работавшие русские паровозостроительные заводы, а также заводы, организовавшие у себя паровозостроение, не могли их принять. Неудовлетворенная потребность в паровозах не могла быть пополнена ввозом из-за границы вследствие высоких пошлин.
Эти обстоятельства привели к возникновению на юге России почти одновременно двух специально паровозостроительных заводов: Харьковского и Луганского. Заказы на постройку паровозов были выданы образовавшимся обществам этих заводов до того, когда заводы были построены.

Основанный в Харькове паровозостроительный завод не только не имел своей металлургической базы, но в первые годы работы не производил у себя даже стального литья. Близость к Донбассу по расчетам завода всегда могла его обеспечить металлом, но эти расчеты оказались ошибочными, завод испытывал перебои в снабжении и через несколько лет работы должен был организовать у себя стальное литье и выделку поделочной стали.

Побочным производством в небольших размерах на Харьковском заводе было среднее станкостроение. Через 10 лет успешной работы по паровозостроению заказы на паровозы для казенных и частных железных дорог резко сократились.

Бесплановость постройки железных дорог и промышленная депрессия 1907—1912 гг. привели к резкому сокращению деятельности завода. Поэтому Харьковский завод постепенно ввел у себя постройку машин, товарных вагонов и даже мелких сельскохозяйственных орудий. Паровозостроение на Харьковском заводе усилилось только во время империалистической вояны.

Приостановившееся в годы иностранной интервенции и гражданской войны паровозостроение на Харьковском заводе восстановилось в 1922 г. При советской власти завод был значительно реконструировал и дооборудован. Он награжден орденом Ленина и ему присвоено наименование «имени Коминтерна».