Паровозостроительные заводы
лого

Мальцовский паровозостроительный завод находился в селе Людиново Орловской области, в 75 км от Брянска, возле рек, связывающих промышленный район с бассейнами Днепра и Волги. Людиновскип завод был одним из группы мальцевских заводов, в число которых еще входили: Радицкий вагоностроительный, Дятьковский стекольно-хрустальный, в Сукремле посудно-литейный, цементный н несколько других более мелких. Все эти заводы, а также шахты но добыче руды, известняка, лесные разработки и пристани были связаны узкоколейной Мальцевскон ж. д. с колеей 916 мм% общей длиной более 250 км.

Возникновение Людиновского завода относится к 1755 г. Его предназначением были выилавка чугупа из местных буроугольных железняков на древесноуголыюм топливе и выделка посудного литья. В 40-х годах на Людиновском заводе началась выделка сортового железа, и здесь впервые были прокатаны первые русские рельсы для строившихся железных дорог. В 60-х годах на Людиновском заводе была организована постройка машин, насосов и локомобилей.
Имея собственный металл, Людиновский завод получил заказ па паровозы в 1809 г. сначала для казенных, а потом для частных железных дорог. Для паровозостроения было отведено особое отделение, которое было оборудовано стайками, купленными в Апглии на закрывшемся паровозостроительном заводе, а потому несколько устаревшими.
Первые пауювозы, выпущенные Людиновским заводом, были изготовлены для собственной узкоколейной железной дороги еще до начала постройки ширококолейных паровозов по заказам казпы. Этим Людиновский завод положил начало русскому узкоколейному паровозостроению, которое потом широко развилось и на других русских заводах.

Первые паровозы, выпущенные Людиновским заводом, были изготовлены для собственной узкоколейной железной дороги еще до начала постройки ширококолейных паровозов по заказам казны. Этим Людиновский завод положил начало русскому узкоколейному паровозостроению, которое потом широко развилось и на других русских заводах.

Орловско-Витебская ж. д. улучшила связь мальцевских заводов, позволяя более удобно в течение круглого года получать недостающие для паровозостроения материалы, не обременяя себя круппыми запасами их в зависимости от навигации. Рессорная сталь, бандажи, а вначале и колеса паровозов получались заводом из-за границы, а весь прочий материал был русского производства, причем все железо, осевая и поделочная сталь изготовлялись у себя.

Первые мальцевские паровозы нормальной колеи Людиновского завода в 1870 г., поступившие на казенные дороги, были построены как копии паровозов германского завода. Это требовалось условиями заказа дороги, имевшей такие паровозы, для единства их. Освоив постройку этих паровозов, завод создал свои типы паровозов, которые по конструкции и качеству не уступали иностранным. Мальцевские паровозы имели широкое распространение на всех почти русских дорогах и назывались на языке машинистов нарицательным именем «мальцовка». Они безупречно работали в течение полувека до полного износа.

Начиная с 1880 г. и в последующие годы в строительстве железных дорог образовался застой. Постройка новых железнодорожных линий, выражавшаяся в предыдущие годы тысячами верст ежегодно, свелась к одиой-двум сотням. Потребность в паровозах снизилась, и заказы их значительно сократились. Производительность Людиновского завода по паровозостроению резко упала, и вследствие недостатка оборотных средств и убыточности производства завод в 1883 г. должен был прекратить постройку паровозов нормальной колеи.

Всего Людиновский завод построил до времени прекращения около 400 паровозов нормальной колеи. После 1883 г. завод продолжал постройку только узкоколейных паровозов, а в 1910 г. окончательно прекратил постройку всяких паровозов и перешел на изготовление локомобилей.

Стоимость паровозов Людиновского завода с медными топками в период 1870—1880 гг., т. е.,|когда завод работал полным ходом, составляла: пассажирских 528—689 руб., товарных трехосных 441—082 руб. и товарных четырехосных 493 — 689 руб. за тонну общего веса с тендером, не считай правительственой премии. Затем в 1882 г., когда спрос на паровозы резко упал, завод строил четырехосные паровозы по убыточпой цене 400 руб. за тонну. Однако это не спасало его от финансовых затруднении, и он должен был прекратить постройку паровозов.